Некоторые дополнительные тезисы о коронавирусе

Некоторые дополнительные тезисы о коронавирусе

посткап / post-cap

Распутывая клубок исторических противоречий, что послужили источником нынешней пандемии, наша скромная и немногочисленная группа выделила следующее:

1. Буржуазное развитие — это всегда «выбор» такого направления, которое приносит максимальную прибыль. Из-за чего целые сферы и отрасли остаются без должного финансирования. В капиталистической экономике всегда остаются элементы неизжитой архаики и даже докапиталистические островки. В особенности это касается так называемых догоняющих стран, вставших на путь буржуазной модернизации позднее остальных. Это связано и с быстрым и стимулированным внедрением в рынок (и мировой рынок) сельского производства, что сказывается на консервации семейных и частных дворовых форм собственности и тормозит их преобразование в крупные автоматизированные экономические единицы (коммунистический горизонт — одна большая экономическая единица).
То, на чем мы заостряем внимание — существование мелких уличных рынков, свободных от приемлемого государственного регулирования и применяемых санитарных норм. Готовка экзотических блюд из животных, непривычных для наших желудков, (как впрочем и всей остальной еды) требует вмешательства общественного органа еще на этапе начального производства (выращивания или ловли диких животных и т.д.). Наиболее вероятной является версия передачи вируса от животных (летучая мышь, панголин или змея) к человеку при их прямом контакте (не обязательно в качестве пищи).
Мелкорыночному и хаотичному производству и распределению не мешает и соседство с высокотехнологичными крупными частными и государственными компаниями. Напротив, порой мелкие и промышленные предприятия объединены в одну цепочку поставок. Объяснить это можно сопутствующим покровительством буржуазного государства. Сначала Ленин, а затем Троцкий и Бордига писали о вырождении буржуазии (даже с точки зрения буржуазных задач) в период империализма. Буржуазные революции 20-го века совершались самыми различными классами, но не буржуазией, ставшей реакционной. Происхождение Коммунистической партии Китая и КНР берет начало именно в эту эпоху, китайская крестьянская революция 1949 была чисто буржуазной (в отличие от октября 1917) и не самой нерешительной в принимаемых мерах против исторических пережитков.

2. Тщательно изученный коммунистической теорией процесс первоначального накопления капитала служит нам моделью, верной и для восточных экономик. Миграция из деревни в город, промышленный и строительный бум, спровоцированные экспроприацией сельского производителя, все эти явления прошли или продолжаются прямо сейчас в Азии, с высокой точностью повторяя свои западные аналоги. Быстрая переориентация прежде сельской экономики на промышленность подразумевает относительное перенаселение, а значит безработицу и раздутую урбанизацию в самых ужасающих формах. Если большое население и высокая рождаемость, а также концентрация населения в метрополиях является козырем для ускоренного накопления капитала в азиатской зоне, то одним из негативных результатов будет отсутствие должных или более-менее приличных жилищных пространств на человека как в горизонтальном, так и вертикальном измерении. Все это является антисоциальной организацией жилья, присущей буржуазной цивилизации.
Население города Ухань, центра заражения, около 12 млн человек при площади 8 494 кв.км. (вычисленная плотность населения 1412 людей на кв.км., каждому человеку доступно менее 1 кв.м.). Цены на жилье в городе — одни из самых быстро растущих (35% за 2017 и 4 место в мировом рейтинге). При этом через город циркулирует огромное количество людей и товаров (аэропорт обслуживает 12 млн человек в год, и через город проходит десятки магистралей и две крупнейшие скоростные железные дороги страны). Правительство предпочло направить расходы на утоление строительного голода, но не на здравоохранение и образование. В соответствующем рейтинге затрат на здравоохранение КНР занимает 133 место (5% от ВВП).
Возникновение вирусной угрозы в этих условиях неминуемо должно привести к молниеносному распространению заражения. И так как Китай освоил методы экспортного направления производства и успешно интегрировался в мировой рынок, то распространение биологической катастрофы по всему свету не заставило себя долго ждать.

3. Вирус Covid-19 не является первым случаем крупной эпидемии, ранее Китай уже был источником распространения вируса SARS (атипичная пневмония). Исследования по этой болезни могли бы облегчить поиск вакцины против коронавируса сегодня, однако они были свернуты, поскольку разработки в данной области не отвечают краткосрочным интересам капитала.

4. Кроме этого, похоже, что производство вакцины сильно тормозит от общей незаинтересованности капитала. Государство, выступая в качестве общественного органа (в нашем понимании обусловленного интересами господствующего класса), будет слабо стимулировать соответствующие разработки и в случае успеха выкупать дозы с последующим, так или иначе, нетоварным распределением в особо сложных случаях. Сегодняшняя национализация (Испания, Германия) медицинских учреждений или стратегически важных коммерческих фирм так же является методом поведения государства в чрезвычайных ситуациях, что не исключает того, что это будет спасением экономики (т.е. капитала и условий его накопления), а не населения.

5. Без сомнения противодействие распространению вируса требует мирового, интернационального взаимодействия, тогда как национальные государства и их самостоятельная инициатива здесь играют отрицательную роль и отражают импотенцию мирового капитала в вопросе интересов человеческого вида. Если капитализм сделал возможным преодоление национального государства с целью экспансии капитала, то вирусная угроза всем людям и предупреждения Всемирной Организации Здравоохранения не является достаточным мотивом для единого сотрудничества всех правительств и полноценного введения карантина. Даже разработка вакцины ведется различными странами порознь вместо совместных действий.

6. Быстрое распространение вируса в Европе указывает на обратную сторону высокого развития в передовых странах.
Италия — конкретный случай прерывистого исторического развития капитала (на момент конца XIX века это одновременно самая первая и самая поздняя капиталистическая страна), поэтому мы имеем дело с сильно постаревшей нацией (речь не только о возрасте капиталистических отношений, но и о преобладании пожилого населения) с конкретной слабостью в здравоохранении (низкое количество больничных коек). Отдельные заявления правящего класса (Великобритания, Италия, Швеция) о «естественной» выработке социального иммунитета прямо свидетельствуют не только об отсутствии контроля за обстановкой, но и желанном (с точки зрения буржуазии) сокращении пожилого населения (что рискует умереть в первую очередь) для экономии на пенсионных затратах государства.

7. Оглядываясь на историческое движение капитализма, от Евроатлантичной зоны к России и Азии (и прямо сейчас завершающее свой марш в Африке), можно подметить вектор обратного движения вируса — от Азии к Европе, от молодых промышленных экономик (в то же время на территории древнейших цивилизаций) Востока к перезрелым экономикам Запада, давно прошедшим этап активного индустриального роста. И если источником вируса стала особенность хозяйства КНР, что по всей видимости зависло над границем между экстенсивным ростом (на основе увеличения численности рабочих и рабочего дня) и интенсивным ростом (на основе усовершенствования машин), то условиями распространения вируса в Европе и Америке стали прорехи в здравоохранении, жилищный, демографический и пенсионный кризисы и так далее. Это в целом подтверждает полное банкротство капиталистического способа производства в обоих частях света.

8. Предугадать длительность мирового карантина и блокирования экономики достаточно сложно, оценки варьируются от нескольких месяцев до нескольких лет. Впереди нас ждет массовая эпидемия вируса в США и возможно в других странах. На данный момент пандемия уже препятствует экономическому росту большинству стран, вероятнее всего, вирус послужит триггером для мирового кризиса перепроизводства. Нынешний экономический цикл длится уже достаточно долго (около десяти лет), это самый длинный цикл в период после Второй мировой войны. Похоже сейчас мы становимся свидетелями соединения экономического кризиса (который буржуазия с легкостью прозвала рецессией) с катастрофами биологического, урбанистического, логистического, национального и научного толка, однако для нас подобная синхронизация не вызывает удивления, так как они составляют единую социальную физику.

9. Меры, которые вводятся прямо сейчас, рискуют преобразить государственную машину, обеспечив большой контроль и репрессии против пролетариата по всей планете.