Российский картель. Относительно промышленных рейтингов РБК и «Эксперт»

посткап / post-cap для Новой Марсельезы

Впервые опубликовано здесь

 

Сайт РБК недавно опубликовал рейтинг 500 российских компаний [1]. Немногим позже журнал Эксперт опубликовал рейтинг 200 российских компаний-экспортеров [2]. Мы постараемся вывести некоторые краткие итоги рейтингов с позиции коммунистической теории в форме нескольких тезисов. Там, где экономисты видят простые таблицы и графики доходности, мы предвидим коммунистическое общество.

1. В России признаки перепроизводства появились в 2013 году, это касалось преимущественно обрабатывающей промышленности. Понижение отдачи российских компаний компенсировалось благодаря добывающей промышленности. Согласно рейтингу РБК, подавляющая доля общей прибыли в 2015 производилась в нефтегазовом секторе. В 2016 отношение прибыли нефтегазового сектора к прибыли остальных отраслей уменьшилось, однако упомянутые виды сырья все еще преобладают в структуре экономики. Диспропорциональность развития прямо характеризует стихийность рыночного общества, где направление совпадает с высотой нормы прибыли, а не пользой для человека.

2. Экономические аналитики говорят — многие российские компании остались в плюсе благодаря падению курса рубля. Долларовые и рублевые показатели одной и той же прибыли могут сильно рознится. Например, при заметном изменении курса валюты норма прибыли, привязанная к этой единице, в конце годового цикла представляет совсем иную картину относительно нормы прибыли в начале цикла. Однако, в конечном счете, прибыль, измеряемая в единицах некой неустойчивой валюты, не является достаточным фактом для перемен в темпах роста. Напротив, понижение курса имеет под собой то, что циркулируемой стоимости стало меньше относительно общего количества денег. Рубль теперь выражает меньше стоимости, чем раньше.

3. С другой стороны, дополнительным фактором сохранения прибыльности многих фирм является снижение доходов населения. В этом случае мы заметили увеличение нормы прибавочной стоимости ради замедления падения нормы прибыли. Иными словами, чтобы сохранить относительный (к издержкам) размер прибыли, компании сократили сами издержки в области переменного капитала (затрат на рабочую силу). Кроме того степень эксплуатации совокупного рабочего класса повышается за счет увеличения пенсионного возраста. Следует отметить, что общественно-исторические формы российского капитализма таковы, что к методу пожертвования зарплатой населения прибегают чаще, чем к методу искусственного перенаселения. Тем не менее, в свете закрытия отдельных предприятий и сжатия состава наемной рабочей силы повышение уровня безработицы является реальной перспективой для российского общества.

4. Помимо компаний, сохранивших свою прибыльность, есть и те, кто ушел в минус. Характерно, что к последним относятся малые капиталы. Это объясняется тем, что и большие, и маленькие фирмы имеют усредненную, общественную норму прибыли (благодаря перетеканию капиталов из отрасли в отрасль в поисках высокой нормы прибыли и господству товарных отношений вообще), хотя каждая из них имеет свои конкретные издержки производства и условия производства. Если норма прибыли, присущая всему общественному производству, падает, то сама прибыль становится низкой для малых капиталов и приемлемой для больших капиталов с высоким техническим строением (там, где постоянный капитал сильно превалирует над переменным капиталом). Обостряются конкуренция (большие съедают малых), спекуляция и паразитизм.

5. Рост экспорта сельхоз продукции (Россия стала экспортером зерна №1 на мировом рынке) доказал правоту предыдущего тезиса: наибольшую отдачу приносят именно крупные агропромышленные фирмы, а не мелкие хозяйства. Россия не способна возвратиться к условному «НЭПу», размеры производства не уживутся в частных руках. Развитым странам (сюда мы относим и Россию) характерно объединение фермеров в частно-государственных конгломератах (например, в США [3]). Хотя в СССР уже существовала связка колхоз-государство, по степени концентрации она сильно отставала от ведущих стран. Несмотря на рост сельхоз отрасли, она по-прежнему отстает от городской промышленной экономики. Это неотъемлемая черта всякого промышленно развитого общества.

6. Что касается доли среднего предпринимательства в экспорте (рейтинг Эксперта), то хотя их число велико, их экспортная выручка составляет всего 2,8% от общего числа. Крупный капитал (большие промышленно-финансовые группы) является основным двигателем колониальной и империалистической экспансии во время перенасыщения местных рынков.

7. По этим причинам потерян какой-либо смысл говорить о России как о государстве молодого капитализма (с низким уровнем индустриализации, концентрации и централизации) и тем более, о российских полуфеодальных порядках. Даже при отставании от империалистических держав первого эшелона Россия остается империалистическим и развитым капиталистическим государством (с преобладанием реального подчинения труда капиталу).

8. Анализ реалий и последствий российского кризиса дает понять о действительном господстве вещественных отношений над человеческими, товарной экономики над общественными интересами. Медленный, но верный рост числа забастовок и других форм рабочего сопротивления [4] [5] подтверждает необходимость разрыва от мира капитала к миру общественного человека. Борьба между коммунистическим и капиталистическим способами производства проникает в социальную сферу.

[1] http://www.rbc.ru/rbc500/

назад

[2] http://expert.ru/export2016/

назад

[3] http://www.ereport.ru/articles/weconomy/usa7.htm

назад

[4] http://www.rbc.ru/politics/20/04/2016/57176b0a9a79473ce2c6699f

назад

[5]http://cepr.su/wp-content/uploads/2016/02/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf

назад